История Царскосельской дороги

     Большая Царскосельская дорога из столицы в Царское Село, ныне - Московский проспект, Пулковское и Петербургское шоссе. Дорога имела общегосударственное значение с самого начала своей истории, поэтому ее облику и состоянию всегда уделялось особое внимание.

 

     Необходимость в дороге появилась в 1710 году в связи с основанием царской резиденции. Известно, что уже царь Петр I навестил подаренную Екатерине I Сарскую мызу. Дорогу стали прокладывать от Пулковской горы точно по меридианному направлению - на шпиль колокольни Петропавловского собора, высотной доминанты петровского Санкт-Петербурга, от чего происходит название Царскосельской перспективы.

 

     В 1717 году начались масштабные строительные работы, по именному повелению на сооружение дороги направили 150 солдат и 45 погонщиков, доставлявших строительные материалы. Проезжую часть дороги замостили камнем, обсадили по сторонам аллеями деревьев. Уход за деревьями и текущий ремонт проезжей части составляли одну из основных обязанностей пулковских и кузьминских крестьян. За каждым двором закреплялось определенное количество деревьев и участок дороги.

 

   Для проезда по дороге при Екатерине I требовалось специальное разрешение царскосельского начальства, поэтому в трех местах она была заставлена рогатками с поперечной перекладиной, впоследствии замененными шлагбаумами с караульными постами при них.

1.jpg

К каждому шлагбауму "прилагалась" караульная будка, в которой сидел дежурный солдат.

     Таких караулен было три: одна у нынешних Московских ворот - ближняя; другая - у Пулковской горы, именовавшаяся дальней; и третья, между ними - средняя.

OJFTCpWqWJ0.jpg

До XIX века по всей России продолжали использовать "рогатки"

               

         С XVIII века название «Средняя Рогатка» закрепляется на местности как имя собственное. «Средняя Рогатка» имела наибольшее значение. В караульный пост сюда направляли матросов из Адмиралтейского ведомства. Здесь было место прощаний и встреч, сюда в давнее время петербуржцы выезжали провожать и встречать друзей и знакомых.

         Здесь ещё стоял столб с изображением трёх дорог. По дорожному столбу местность носила также название «Три руки», а затем «Четыре руки». Указатель появился в середине XVIII века после того, как в 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги. Столб изображал три руки, указывавшие направление трех дорог - на Петербург, Царское Село и Москву, на Петергоф и Ригу. В народе столб, а также перекресток-развилка рядом с ним, получили название «Три руки».

         На Средней Рогатке и в Подгорном Пулкове находились почтовые станции с трактирами и постоялыми дворами.

2.jpg

Почтовая станция XIX века

 

          Были у Царскосельской дороги и дачи петербургской знати, и три императорских дворца.

015.jpg

Проект Среднерогатского дворца

 

     Летом 1714 года возле Средней Рогатки, на пересечении дорог из Петербурга в Москву и из Петербурга в Сарскую мызу (Царское Село), построили одноэтажный деревянный путевой дворец из 8 комнат для отдыха «августейших особ». Вокруг него была дремучая, болотистая местность.

photo_37-38601.jpg
1770-1. 1779. Иллюминация на Пулковскоой дороге в честь приезда принца Генриха 28 октября

Среднерогатский дворец. Фото начала XX века

    Вскоре он стал тесен, поэтому рядом с ним в 1752-1754 гг. архитектор Ф. -Б. Растрелли построил для императрицы Елизаветы Петровны новый путевой Среднерогатский дворец. Он был одноэтажным, каменным, с 15 покоями (разобран в 1968 году).
   Еще один деревянный Пулковский дворец был возведен на Пулковской горе. Здесь, 11 мая 1719 года, Екатерина принимала царя Петра I, любовавшегося видом на Петербург.
   При Екатерине II в 1774-1777 годах архитектор Ю. М. Фельтен построил третий императорский дворец - Чесменский дворец, а в 1777-1789 гг. - церковь Рождества Иоанна Предтечи (Чесменская). 
   Царскосельская дорога связывала Петербург со всей Россией и была очень оживленной, но после перенесения столицы в Москву, утратила прежнее значение. В 1732 году двор вернулся на берега Невы, и дорога вновь оживилась.
   Ее дальнейшая история связана с деятельностью Комиссии о Санкт-Петербургском строении, созданной в 1737 году. В Комиссии трудился талантливый зодчий П. М. Еропкин. Для осуществления своих градостроительных замыслов он привлек архитекторов М. Г. Земцова  и И. К. Коробова. Комиссия разработала план застройки Петербурга. Он, между прочими работами, предусматривал создание площади, впоследствии получившей название Сенной. Площадь должна была соединиться по прямой с Царскосельской перспективой. Благодаря этому перспектива получила ориентацию на шпиль Петропавловского собора. Одновременно бытовало несколько названий дороги в целом: Царскосельская, Московская, а также Московский тракт. Плодотворная деятельность этой Комиссии продолжалась тридцать с лишним лет, почти до конца XVIII века.
   В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги - на ней установили верстовые столбы, и дорога стала «верстовой». (Путевая верста равнялась 500 саженям - 1,0668 километра). В царствование Екатерины II Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы приняла решение о благоустройстве главных въездов в столицу по Царскосельской и Петергофской дорогам и предприняла замену деревянных столбов на каменные. Дорожные знаки были изготовлены по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора. 
   Особенно часто использовалась Царскосельская дорога при Екатерине II, которая любила бывать в Царском Селе не только летом, но и зимой. 28 октября 1770 года там был устроен грандиозный придворный праздник - иллюминация во время проезда Екатерины II, цесаревича Павла Петровича и прусского принца Генриха. Тому празднику придавалось большое значение.
 

Во время подготовки гравюр на дороге уже стояли верстовые столбы, сооруженные по императорскому указу от 22 октября 1772 года

    По Царскосельской дороге часто ездил император Александр I, очень любивший Царское Село, а также многочисленный двор, чиновники, военные. В 1824-1825 гг. по велению государя на дороге провели ремонт, перестроили мосты под руководством инженера П. П. Базена. После этого, в течение века дорога носила название Царскосельского шоссе. К моменту установки Московских ворот в 1838 году количество экипажей, следовавших этой дорогой, значительно возросло. Выросло население города, умножились перевозки людей, писем, денег, посылок.
   Значение магистрали изменилось с появлением в 1837 году Царскосельской железной дороги, поэтому о первом пути в Царское Село постепенно стали забывать.
   Южнее Обводного канала начали появляться мелкие фабрики, заводы, мастерские, нужные большому городу. Исключением явилось сооружение на проспекте в 1845 году Новодевичьего Воскресенского монастыря (архитектор Н. Е. Ефимов). Новодевичий монастырь был последней крупной постройкой, созданной в докапиталистический период за Обводным каналом, на Царскосельском проспекте.
   В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги. В память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и об освобождении балканских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 гг., проспект был переименован в Забалканский. И не случайно: по нему русская армия ушла из столицы на войну за Балканы и возвратилась домой с победой.
Облик местности по сторонам Царскосельской дороги постепенно изменялся. Город разрастался и двигался за Московскую заставу в сторону Средней Рогатки.
   Уникальность и неповторимость магистрали придают памятники архитектуры, градостроительства и исторические архитектурные формы - фонтаны, верстовые столбы, обелиски из гранита и Пулковский меридиан, составляющий своеобразный художественно-исторический ансамбль Царскосельско-Московской дороги.

Список литературы:

     Семенова, Г. В. Верстовые столбы и фонтаны Царскосельской дороги [Текст] / Г. В. Семенова // История Петербурга. - 2009. - № 4. - С.6-18: ил. - Библиогр. в примеч.

     Семенова, Г. В. Пулковская гора и ее окрестности до основания обсерватории [Текст] / Г. В. Семенова // Памятники истории и культуры Петербурга: исследования и материалы / сост. А. В. Корнилова. - Санкт-Петербург: Политехника, 1994. - С.154-163: фот. - Библиогр. в конце ст.

     

     Синдаловский, Н. А. Московский проспект [Текст] // Книга перемен: судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре / Н. А. Синдаловский. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: МиМ-Дельта, 2009. - С.156-158.

     Яковченко, Р. Н. Из прошлого [Текст] // Московский проспект: очерк-путеводитель / Р. Н. Яковченко. - Лениград: Лениздат, 1986. - С.7-13, 22-25, 33-38: фот.