Воздушные ворота. Аэропорт «Пулково»

Лётное дело в Петербурге зарождалось на Корпусном аэродроме (район нынешнего Парка

Авиаторов) и Комендантском аэродроме в Приморском районе. В июне - июле 1932 года крылатые машины с их лётных полей были перебазированы на новый аэродром «Шоссейная».

По проекту планировки Ленинграда, разработанному в конце 1920-х гг. под руководством архитектора Л. А. Ильина, предусматривалось строительство нового аэропорта с правой стороны  Пулковского шоссе. Аэродром намечалось строить между Средним полустанком и деревней Каменка. Ныне действующий аэродром расположен напротив «облюбованной» в 1915 году территории.

В первые дни 1932 года, по постановлению правительства и руководства ВО ГВФ,

строящиеся объекты аэропорта и авиагородок были объявлены ударной стройкой. Более точную дату начала работ у Пулковских высот указала газета ленинградских авиаторов «Крылья Советов» от 18 августа 1968 года: «Первого февраля 1931 года вошло знаменательной датой в летопись гражданской авиации Ленинграда. В этот день на месте, где сейчас раскинулся аэропорт «Пулково-2» были вынуты первые кубометры земли. Целая армия землекопов на лето вербовалась из области. Трудно было с водоснабжением. В аэропорту, где сейчас расположен перрон, строилась взлётно-посадочная полоса. Подъездных путей к ней не было. От шоссейной дороги, которая была проложена в строящийся авиагородок, к лётному полю была проложена узкоколейка. По ней доставлялись различные строительные материалы, а когда появились самолеты - горючее, смазочные материалы, грузы. Гужевым транспортом нельзя было пользоваться, вокруг лётного поля расстилалось болото. Самолеты заправляли вручную, механизация отсутствовала, подсобные помещения были временными». 

Облисполком постановил провести с 15 по 31 июля 1931 года в Ленинграде и области декадник

помощи гражданской авиации. К концу июля основные работы по осушению заболоченных мест, производившиеся вручную, были закончены. Техническое обеспечение было слабым. Однако размах работ с каждым днем нарастал - кроме лётного поля строились дороги, корпуса института, авиагородок. Жители Московского района в 30-е годы, принимали активное участие в строительстве. В летние дни трудились на стройке шефы аэропорта - рабочие завода «Электросила», рабочие и служащие 2-го и 3-го автомобильных гаражей, железной дороги, Ленсельпрома, завода «Степан Разин». Большую помощь оказывали воинские подразделения округа и моряки Балтфлота. К действующим передовым бригадам подключались комсомольско-молодежные бригады. На основных объектах, подлежащих вводу в строй в 1932 году, были организованы комсомольские посты, призванные обеспечивать непрерывный ритм работы. Время торопило, срок ввода лётного поля аэропорта намечался на июнь.

24 июня 1932 года на посадочную площадку ленинградского аэропорта приземлились два

первых самолета с пассажирами и почтой из Москвы. Так, между столицами открылся воздушный мост, и началось зарождение гражданской авиации страны. Этот же день считается днем рождения авиапредприятия «Пулково». Именно в этот день был сдан в эксплуатацию первый объект комплекса - аэродром. От названия железнодорожной платформы, находившейся неподалеку, аэропорт получил название «Шоссейная».

Частота полетов на авиалинии Ленинград - Москва обусловила необходимость скорейшего

ввода в эксплуатацию аэропорта. Успех регулярных полетов на авиатрассе Ленинград - Москва подтолкнул авиаработников к организации других воздушных линий и особенно рейсов в отдаленные населенные пункты области. В различных местах были построены посадочные площадки, организована телефонная связь.

В 1932 году были сданы в эксплуатацию дом для авиационных служб, два двухэтажных

жилых дома для личного состава учебно-лётной эскадрильи, бензохранилище. Ускоренными темпами шло строительство первой очереди зданий учебного корпуса. Полностью завершилось строительство авиационно-ремонтной базы Учебного комбината. База предназначалась для ремонта и обслуживания самолетов и моторов.

1935 год для ленинградских авиаторов стал первым годом, когда аэропорт отправлял и

принимал самолеты круглый год.  Из заявления руководства ГУ ГВФ: «1935 год явился годом перехода полностью на эксплуатацию самолетов отечественного производства, и по производственному применению авиации наша страна заняла первое место в мире».

В 1936 году было заложено здание аэровокзала, самолетный парк обновился новыми, более

вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84. В 1941 году линия Москва - Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской.

О строительстве аэровокзала сообщала «Ленинградская правда» от 8 июля 1936 года: «Это

будет аэровокзал один из крупнейших в стране. Он будет двухэтажным монументальным зданием, длиной в 60 метров и шириной в 50. Аэровокзал будет иметь ряд специальных помещений, в том числе: комнаты отдыха, ресторан, гостиницу для транзитных пассажиров и другие».

В 1937-1941 гг. по проекту архитекторов А. И. Гегелло, Н. Е. Лансере, Л. Н. Ротинова и Ф. П.

Шелоумова было сооружено здание аэровокзала. Его строил один из лучших наших архитекторов того времени Александр Иванович Гегелло. Как раз в год начала строительства он был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже за проект ДК им. Максима Горького.

Война надолго изменила планы мирных людей. Лётчикам-транспортникам доверяли самые

необычные и ответственные задания. Воздушный мост блокадного города действовал безотказно. C началом Великой Отечественной Войны аэродром «Шоссейная» стал линией фронта. В марте 1941-го специально для создания военных аэродромов на Северо-Западе России было сформировано подразделение при Главном управлении аэродромного строительства. Приказ о его организации подписывал тогдашний глава НКВД Л. Берия. В годы войны этим подразделением на Ленинградском и Волховском фронтах было построено 10 новых и восстановлено 2 разрушенных врагом аэродрома. 27 января 1944 года 900-дневная блокада Ленинграда была снята и лётчики транспортной авиации вновь приступили к мирным перевозкам. Вскоре после войны подразделение разместилось на территории нынешнего Авиагородка и активно занялось его строительством. Одновременно восстанавливало разрушенный в войну Шоссейный аэродром.

В марте 1946 года был принят Закон «О пятилетнем плане восстановления и развития

народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы». Законом предусматривалось: «По воздушному транспорту - увеличить парк самолетов гражданского авиационного транспорта за счет современных пассажирских самолетов; увеличить сеть воздушных линий до 175 тысяч километров». Ленинградским авиаторам предстояло восстановить разрушенные аэропорт «Шоссейная» и авиагородок, наладить действовавшие в прошлом авиалинии и открыть новые, увеличить количество авиаперевозок, как пассажирских, так и почтово-грузовых. Требовалось заново построить воздушную гавань города на Неве, восстановить и расширить воздушное сообщение с районами Севера и Дальнего Востока, а также наладить местные линии, оснастив их современным техническим оборудованием, обеспечив безопасность и регулярность полетов. В короткий срок следовало поднять работу аэрофлота на современный уровень, нацелить гражданскую авиацию на нужды народного хозяйства.

В 1948 гг. восстановленный аэропорт «Шоссейная» вновь вступил в строй. В 1951 году открыли

новое здание аэровокзала «Шоссейная» по проекту архитектора А. И. Гегелло. Здание было построено в стиле «сталинского неоклассицизма».

В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14. С середины 50-х годов

начинается переход на эксплуатацию реактивной техники. Потребовалась подготовка лётного и технического состава, перестройка всех систем и звеньев управления. Освоение новой техники - турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104 - новая строка в истории авиапредприятия. Эксплуатация аэропортом реактивной техники началась с 15 марта 1959 года.
В 1965 году на авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости. Ленинградский аэропорт переживал стремительный взлет. Петропавловск-Камчатский и Владивосток стали доступны ленинградцам. Новая навигационная аппаратура и новая техника позволяла лайнерам осуществлять посадку в автоматическом режиме в любых условиях погоды. Массовое успешное освоение новой техники значительно повысило безопасность и регулярность полетов. Новая техника - Ту-124, Ту-134 - ускоряла эти успехи.

Всем знакомое название «Пулково» было присвоено аэродрому только в апреле 1973 года,

когда вступило в строй созданное по проекту Александра Владимировича Жука и его коллег здание современного аэропорта. Архитекторы получили за него Государственную премию, а само их творение было признано одним из лучших достижений в отечественной архитектуре 70-х годов по конструктивному и объёмно-пространственному решению. Объем пассажирских перевозок возрос в 1,4 раза, а транспортных - в 1,5 раза.

В апреле 1986 года экипаж авиалайнера Ту-154 первым открыл обновленный аэровокзальный

комплекс «Пулково-2», приняв на борт пассажиров, вылетающих в Берлин.

В 1990-х годах была проведена полная реконструкция аэропорта и аэровокзального

комплекса с терминалами «Прибытие» и «Отправление», позволившая повысить пропускную способность и уровень качества обслуживания пассажиров, был расширен перрон и оборудование двух мест для стоянок самолетов типа Ил-86, введен в эксплуатацию грузовой терминал «Пулково». Через этот терминал шел поток грузов между Европой и странами Дальнего Востока и Азии. Реконструкция «Пулково-2» позволила в два раза увеличить его пропускную способность: до 1800 пассажиров международных рейсов.

В 1997 году впервые самолеты «Пулково» вышли на международные линии под собственным

флагом.

В 2005 году была начата реконструкция 4-километровой взлётно-посадочной полосы № 2

для прилета больших самолетов типа Боинг-787. На взлётно-посадочной полосе было установлено новейшее светосигнальное оборудование, а также новый радиолокационный комплекс обзора лётного поля и метеорологическое оборудование. В результате реконструкции в «Пулково» стало возможным эксплуатировать аэропорт практически в любых погодных условиях и принимать без ограничения все типы самолётов.

В 2006 году была разработана концепция развития аэропорта, нашедшая свое отражение в

Генеральном плане развития аэропорта «Пулково» до 2025 года. Генплан предусматривал строительство нового пассажирского терминала, развитие прилегающей к нему инфраструктуры и комплексную модернизацию аэродрома.

В 2007 был открыт конкурс на разработку архитектурной концепции здания нового

пассажирского терминала аэропорта «Пулково» и прилегающих к нему объектов коммерческой инфраструктуры. С этого события началась реализация Генерального плана развития аэропорта «Пулково» до 2025 года.

По плану здесь должен был быть построен новый пассажирский терминал для обработки

международных рейсов, примыкающий к «Пулково-1» с северной стороны.

В апреле 2008 года правительством Санкт-Петербурга был объявлен международный конкурс

по выбору инвестора для последующего воплощения планов развития аэропорта.

В 2009 году консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» в составе ВТБ Капитал,

Fraport AG (владелец и оператор франкфуртского аэропорта) и Copelouzos (греческая инвестиционно-финансовая группа) был официально объявлен победителем конкурса. В том же году правительство Санкт-Петербурга, консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» и ОАО «Аэропорт «Пулково»» подписали трехстороннее Соглашение о государственно-частном партнерстве по реконструкции, развитию и эксплуатации аэропорта «Пулково».

Консорциум «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), осуществляющий

операционную деятельность аэропорта «Пулково», поставил перед собой амбициозную цель - сделать его хабом, крупным пересадочным и перегрузочным транспортным узлом. Аэродром и его технические характеристики находились в достаточно выигрышной позиции, потому что «Пулково» - потенциально один из самых больших аэропортов страны.

29 апреля 2010 года были подписаны документы по финансированию и окончательная

редакция Соглашения о государственно-частном партнерстве между Правительством Санкт-Петербурга, ОАО «Аэропорт «Пулково»» и ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». С этого дня и до 2039 года ООО «ВВСС» становится оператором аэропорта Пулково.

24 ноября 2010 года прошла торжественная закладка первой сваи нового терминала

«Пулково», в которой принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

4 декабря 2013 года новый терминал «Пулково» был открыт для пассажиров в тестовом

режиме и обслужил 6 рейсов. Первым стал рейс FV243 авиакомпании «Россия» в Дюссельдорф, отправленный в 10:30 утра.

3 февраля 2015 года легендарное здание «Пулково-1» открылось после реконструкции.

Оно соединено с главным зданием централизованного пассажирского терминала переходной галереей и предназначено для обслуживания внутренних рейсов на вылет и прилет. Первым в «Пулково-1» прибыл рейс FV124 из Москвы в 11:00 4 февраля 2015 года. Рейс выполнила авиакомпания «Россия», базовый перевозчик аэропорта «Пулково».

На сегодняшний день все усилия сфокусированы на более рациональном использовании

существующих площадей и создании максимально комфортных условий для развития направлений бизнеса, которые уже функционируют в аэропорту.

Спустя годы, уже в ХХI веке аэропорт «Пулково» идет в ногу со временем и успешно развивается.

Список литературы:

Афанасьев, В. Здесь будет город-хаб [Текст]: корреспондент "НВ" побывал на строительстве нового терминала в Пулково и представил, насколько сильно изменится петербургский аэропорт / В. Афанасьев // Невское время. - 2012. -  30 нояб. - С.3.

Афанасьев, В. Пулково меняет менталитет [Текст]: от сотрудников, которым предстоит обслуживать пассажиров в новом петербургском терминале, требуют в первую очередь вежливости и скорости / В. Афанасьев // Невское время. - 2013. - 16 март. - С.6.

Афанасьев, В. Пулковские высоты [Текст]: к 2014 году петербургский аэропорт, на работу которого сегодня жалуются пассажиры, обещают поставить в один ряд с лучшими мировыми терминалами / В. Афанасьев // Невское время. - 2012. - 10 июля. - С.6.

Афанасьев, В. Теперь петербургский аэропорт может принимать любые самолеты [Текст] / В. Афанасьев // Невское время. - 2009. - 19 дек.

Афанасьев, В. Терминалы соединил стеклянный мост [Текст] / В. Афанасьев // Невское время. - 2015. - 12 янв. - С.5.

Батаева, А. Пулково отрывается от земли [Текст] / А. Батаева // Строительный еженедельник: официальный публикатор в сфере проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта. - 2011. - № 40. - С.11.

Гринберг, Р. Проект развития аэропорта Пулково завоевал национальную "Премию развития" ВЭБа [Текст] / Р. Гринберг // Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета. - 2015. -  29 июнь. - С.2.

Глезеров, С. Е. Авиагородок [Текст] // Исторические районы Петербурга от А до Я / С. Е. Глезеров. - Москва: Центрполиграф, 2010. - С.16.

Глезеров, С. Е. Корпусной аэродром [Текст] // Исторические районы Петербурга от А до Я / С. Е. Глезеров. - Москва: Центрполиграф, 2010. - С.173.

Глезеров, С. Е. Пулково [Текст] // Исторические районы Петербурга от А до Я / С. Е. Глезеров. - Москва: Центрполиграф, 2010. - С.352-354.

Гусаров, А. Ю. Был город-фронт, была блокада [Текст] // Памятники воинской славы Петербурга: общественно-политическая литература / А. Ю. Гусаров. - Санкт-Петербург: Паритет, 2010. - С.133-139, 181-182: фот.

Десятилетие "строек века" [Текст]: аэропорт Пулково (строится) // Строительный еженедельник: официальный публикатор в сфере проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта. - 2012. - N 10. - С.30.

Исаченко, В. Г. Архитектура [Текст]: глава вторая / В. Г. Исаченко // Санкт-Петербург, XX век: Что? Где? Когда?. - Санкт-Петербург: Паритет, 2000. - С.54-56, 58-60, 62-63, 67-68, 76-77, 82.

Козырев, А. Инфраструктура "Пулково" станет другой [Текст] / А. Козырев // Виктория: Московский район. - 2012. - № 5. - С.5

Король, В. Поистине петровская задача [Текст]: решалась на Корпусном аэродроме / В. Король // Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета. - 2011. - 12 авг. - С.5.

Лапин, В. В. Глава третья [Текст] // Петербург: запахи и звуки / В. В. Лапин. – Санкт-Петербург: Европейский дом, 2007. - С.177-178.

Мошхоев, Р. Пулково-3 похоже на Спас на Крови [Текст] / Р. Мошхоев // Комсомольская правда Петербург: газета нашего города. - 2012. - 3 нояб. - С.4.

Петров, В. Возвести по-английски [Текст]: новый терминал аэропорта Пулково построят по британскому проекту / В. Петров // Российская газета: информационно-аналитическая газета. - 2010. - 25 нояб. - С.3.

Прудников, С. Бывшее Пулково-1 открылось после реконструкции [Текст] / С. Прудников // Вечерний Петербург: ежедневная городская газета. - 2015. - N 4 февр. - С.5.

Ростов, С. Пулково отдают москвичам [Текст]: реконструкцией петербургского аэропорта займется столичная компания. В контракте городской администрации с инвестором отсутствует пункт о привлечении к работам местных строителей / С. Ростов // Невское время: ежедневная газета. - 2009. - 9 июля - С.15.

Рубцов, Н. Пулково переедет без "пожара". В новом терминале готовятся к запуску инженерных систем [Текст]: корреспондент "НВ" выяснил, кто и как протестирует все системы нового терминала петербургского аэропорта до того, как в него попадут первые пассажиры / Н. Рубцов // Невское время. - 2013. - 9 февр. - С.4.

Сергачев, В. "Пулково" стало другом китайцев [Текст] / В. Сергачев // Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета. - 2016. - 19 дек. - С.2.

Стригин, А. Разрешение на посадку [Текст]: концепция нового аэровокзала Северной столицы нуждается в доработке / А. Стригин // Российская газета: информационно-аналитическая газета. - 2010. - 17 нояб. - С.25.

Сычева, А. Тимченко поднимет Пулково-2 [Текст] / А. Сычева, А. Лобановский. // Деловой Петербург. - 2012. - 11 мая. - С.10-11.

Тихонов, Л. П. Аэропорт "Пулково" [Текст] // Санкт-Петербург от А до Я / Л. П. Тихонов. – Санкт-Петербург: Лениздат, 2006. - С.342-343.

Трефилов, Ю. Абрамович сядет на "Шоссейной" [Текст] / Ю. Трефилов // Санкт-Петербургские ведомости. - 2012. - 22 мая.

Трефилов, Ю. В нашу гавань залетают корабли [Текст] / Ю. Трефилов // Санкт-Петербургские ведомости. - 2013. - 26 апр. - С.2.

Трефилов, Ю. Ворота готовят к зиме [Текст] / Ю. Трефилов // Санкт-Петербургские ведомости. - 2012. - 23 авг. - С.2.

Трефилов, Ю. Контур ворот уже виден [Текст] / Ю. Трефилов // Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета. - 2012. - 30 нояб. - С.2.

Трефилов, Ю. "Пулково" на взлете [Текст] / Ю. Трефилов // Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета. - 2011. - 11 окт. - С.1.

Фролова, Ю. Аэропорт, недоброжелательный к пассажирам [Текст]: в чем причины ужасного качества работы "Пулково"? / Ю. Фролова // Смена. - 2012. - 9 июля. - С.4.

Фролова, Ю. Как нам обустроить "Пулково" [Текст] / Ю. Фролова // Смена. - 2012. - 9 июля. - С.3.

Фролова, Ю. Лучший аэропорт в области маркетинга? [Текст]: такого звания удостоили "Пулково" / Ю. Фролова // Смена. - 2012. - 9 июля. - С.3.

Чепелев, А. Все для хаба! [Текст]: летом начнется реконструкция петербургского аэропорта / А. Чепелев // Санкт-Петербургские ведомости: ежедневная газета. - 2009. - 27 окт. - С.1.

Шаги саженьи [Текст]: каменная летопись "развитого социализма" // Архитектура Петербурга, XX век / фот. В. С. Антощенков; авт.-сост. С. П. Заварихин. - Санкт-Петербург: Морской Петербург, 2008. - С.230-231; 255-259.

Шолохов, А. Аэропорт "Пулково-1" стал опять как новенький[Текст]: 3 февраля открывается старейшая воздушная гавань Петербурга - после реконструкции, длившейся год / А. Шолохов // Вечерний Петербург. - 2015. - 3 февр. - С.4.

Шолохов, А. Какими будут воздушные ворота Петербурга [Текст]: сохранит ли проект нового терминала Пулкова старое здание аэропорта? / А. Шолохов // Вечерний Петербург. - 2009. - 6 авг. - С. 6-7.

Эмдин, С.           "Пулково-2" не будет? [Текст]: какие изменения ждут петербургский аэропорт / С. Эмдин // Аргументы и факты Санкт-Петербург. - 2011. - N 10. - С.21.

Яременко, С. Пулковская высота [Текст] / С. Яременко // Мой родной Московский: официальная газета Московского района. - 2016. - № 2. - С.6-7.